Ляпчева Наталья Геннадьевна, воспитатель дошкольных групп МБОУ «Береговская СШ»

НОД по развитию речи в старшей группе с использованием интеллект-карты


Тема НОД «По следам осени...»

Цель:Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о признаках осени в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;

2. Формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;

3.Активизировать речевую деятельность детей, ввести в активный словарь детей понятияна основе жизненного опыта детей;

4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Ход НОД.
Дети стоят возле воспитателя. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «А мне нравится, когда приходят гости»
Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
Попробуйте задать мне вопросы, на которые я вам буду отвечать, а ответы помогут вам угадать нашего гостя.
Дети. Это птица?
Воспитатель. Нет, это не птица
Дети. Может это насекомое?
Воспитатель: Нет, это не насекомое
Дети. Может это какой-то зверек?

( Воспитатель загадывает загадку про Буратино)

Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?
Дети. Пришел.
Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?
Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.
Воспитатель. Если Буратино прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети.
На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...
Воспитатель. Буратино говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Буратино своим друзьям хотел рассказать об осени, но оказалось, что он ничего о ней не знает. Ка быть? Давайте ему поможем и расскажем об осени. А чтобы Буратино ничего не забыл, предлагаю нам составить схему-карту, которую он покажет своим друзьям.

Дети: картинку об осени.

Воспитатель: Правильно (прошу одного ребенка приклеить картинку). От картинки мы проведем несколько стрелок и к ним приклеим приметы осени. На столе разложены различные иллюстрации, вам нужно выбрать то, что бывает осенью и прикрепить их на нашу схему (дети разглядывают иллюстрации, рассказывают о выбранной картинке и приклеивают её на ватман).

Воспитатель: молодцы, вы справились с заданием, а давайте более подробно расскажем Буратино о каждой осенней примете? А начнем с погоды? Как меняется погода Осенью?

Дети: Чаще идет дождь, становится прохладнее, люди одевают теплую одежду, дует сильный ветер.

Воспитатель: Хорошо, мы с вами найдем нужные картинки и прикрепим к нашей карте.

Воспитатель: А что же изображено на этой картинке?

Дети: Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки о птицах, кто угадает, получает картинку с изображением птицы и приклеивает ее к нашей карте.

В небе осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали. Кто скажите?. (Журавли)

Детки домик смастерили И на дерево прибили. Поселился в нем певец. Как зовут его?. (Скворец)

Мать никудышная она, Яйцо подкинула подружке, Умчалась посчитать года, Не зря зовут её. (Кукушка)

Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач)

На лету хватает мошек, Хвостик - тонкие косицы, Предсказать погоду может, - Вам знакома эта птица. (Ласточка)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали всех птиц. А что же обозначает эта картинка?

Дети: Люди собирают урожай.

Воспитатель: А какие дары осень приготовила для людей?

Дети: Овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Воспитатель: Все правильно. Давайте мы их с вами под стрелочками нарисуем. (выбираю детей и они по очереди рисуют фрукты, ягоды и овощи)

Воспитатель: Какие красивые овощи, фрукты, ягоды, грибы у вас получились.

И осталось у нас последнее задание. Нужно рассказать Петрушке о последней картинке. Что же на ней изображено?

Дети: Звери осенью готовятся к зиме.

Воспитатель: Правильно, а кто может назвать и рассказать какие звери и как готовятся осенью к зиме?

Дети рассказывают о медведе, зайце, ежике, муравьях, белке. Воспитатель дает иллюстрации с животными, о которых они рассказывают, и они их приклеивают на ватман.

Воспитатель: Смотри Буратино, какая замечательная карта об осени у нас получилась. Тебе нравится? Каждый постарался на славу.( Отмечает всех детей)

Буратино очень понравилась наша карта. Он всех благодарит, за помощь. Ему хочется побыстрее побежать к своим друзьям и рассказать об осени. Давайте ему подарим нашу карту и скажем до свидания.






17 февраля 2021 в 08:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.